onoff49 (onoff49) wrote,
onoff49
onoff49

Category:

О стихах и творчестве.

Кто о чём, а мы с коллегой выпили на досуге и заспорили о поэзии.
Он любит Есенина и Тютчева, а Пастернака, Мандельштама и Бродского, которых люблю я  - отрицает.
- Да ты, – говорю – друг мой, антисемит, наверное!
Но друг смеётся и шпарит наизусть из Цветаевой:

Гетто избранничеств! Вал и ров.
Пощады не жди!
В сем христианнейшем из миров
Поэты - жиды!


Говорит, что просто непонятны ему стихи этих товарищей. Смысл, мол, спрятан за изыски и извивы ритмов и рифм.
Говорю:
- Так и Пушкин непонятен! Спроси у кого угодно, что значат первые строчки «Евгения Онегина» - мало кто ответит:

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.


Друг говорит:
- Так у него и без этого - масса непонятных стихов. Без знания мифов, религии и истории их хрен поймёшь! Поэтому – Есенин! Как тут не понять:

Сыпь, гармоника! Скука... Скука...
Гармонист пальцы льет волной.
Пей со мною, паршивая сука.
Пей со мной


Во! Россея! Навоз, чернозём и самогонки – хоть залейся!
А ты всё «символизм», «акмеизм»….. Страшно далеки они от народа! И никакой Герцен народ этот не разбудит.
Возражаю:
- Символисты видели всё очень чётко и конкретно. Просто видели они всё – иначе, чем обычные люди.
Тут я вспомнил рассказ, который ещё в детстве слышал по радио.
Сюжет таков.
Утром автомобиль сбивает на улице старуху бродяжку. Следователь допрашивает различных свидетелей, но ничего добиться от них не может: никто ничего не помнит.
Находится поэт символист, который видел этот ДТП. Но и поэт - бесполезен, как свидетель . Взамен показаний, поэт читает следователю стихотворение, которое он написал под впечатлением этого происшествия:

Дома в строю темнели сквозь ажур,
Рассвет уже играл на мандолине.
Краснела дева
В дальний Сингапур
Вы уносились в гоночной машине.
Повержен в пыль надломленный тюльпан.
Умолкла страсть. Безволие... Забвенье
О шея лебедя!
О грудь!
О барабан и эти палочки -
трагедии знаменье!

Следователь внимательно прослушал стих и понял: в нём непроизвольно зафиксирован номер автомобиля, сбившего старуху!
Двойка - «о шея лебедя»
Тройка – «о, грудь!»
Ноль – « о, барабан»
Одиннадцать - «и эти палочки».
Автомобиль нашли. Оказалось, что и другие строки стихотворения указывали на признаки орудия преступления!
Рассказ – шуточный. Но, как мне кажется, он хорошо передаёт суть творчества.
Просто заниматься им, творчеством, надо в молодости, когда мозги чистые и сердце – восприимчивое, не очерствелое.
Рассказ Чапека можно прочитать здесь: http://lib.ru/SOCFANT/CHAPEK/chapek13.txt

Я в самом деле слышал этот рассказ единственный раз по радио в возрасте 6-7 лет. В школу точно не ходил. Но стихи врезались на всю жизнь. Только с появлением Интернета я смог найти этот рассказ, введя в поисковик строчку стиха этого самого символиста. Это к тому, что чем моложе мозги, тем более они восприимчивы к стихам, к творчеству.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments